Проведенные исследования:
•Чтение и читательские практики московских подростков - 2011 (совместно с Московским институтом открытого образования)
- «Современный подросток – читатель Российской государственной детской библиотеки»
(2011г. совместно с абонементом обслуживания 5-11 классов)
• комплексное исследование «Юный читатель-2010» (2010г., опрошено 1100
детей 7-11 лет в 8 федеральных округах РФ)
• «Художественная литература и подростки в Сети: сетевые сообщества юных
читателей» (2007-2008 гг., поддержано РГНФ);
• «Дети и библиотеки в Интернете: анализ ситуации и пути реализации прав
ребенка в киберпространстве с помощью библиотек» (2005-2006 гг., поддержано
РГНФ);
• комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда,
библиотека» (2002-2005 гг., проведено в 17 регионах России, опрошено 2,5 тыс.
подростков);
• два масштабных исследования детского чтения, проведенные в ряде регионов
страны в рамках всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик»
(1998 - 1999 гг., 2002—2003 гг., опрошено более 2 тыс. детей и подростков);
• «Дети и периодика в начале XXI века» (2002 г., проведено для издательства
«Эгмонт Россия ЛТД»);
• «Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт»
(2002-2004 гг., проведено совместно с Российской государственной юношеской
библиотекой);
• «Анализ структуры читательских интересов детей и подростков: проблемы
чтения, издания и доступности периодической и непериодической печатной
продукции» (2001 - 2003 гг., проведено для издательства «Детская литература»);
• «Детские библиотеки и Интернет: проблемы освоения и перспективы развития»
(2000-2001 гг., поддержано Российским гуманитарным научным фондом);
• «Проблемы и тенденции в чтении детей России в условиях развития новых
информационных технологий» (1999-2000 гг.);
• «Библиотечное обслуживание детей и юношества за рубежом» (1998-1999 гг.,
проведено совместно с Московским государственным университетом культуры и
искусств);
Отдел занимается также аналитической и
научно-методической работой по направлениям:
• сбор и анализ информации в области изучения детского чтения, по теме
«дети и информация», «дети и средства массовой коммуникации», «методики
изучения библиотечной аудитории»;
• участие в системе повышения квалификации специалистов, чтение лекций и
проведение семинаров, выступления на совещаниях библиотечных специалистов, консультации
библиотекам – центрам в регионах по библиотечной работе с детьми;
• изучение уровня развития навыков информационного самообслуживания
читателей, разработка методологического и методического обеспечения работы
библиотек по формированию информационной культуры детей и подростков, анализ и
обобщение работы детских библиотек России и зарубежного опыта в этой области,
проведение экспериментальной работы. Создание рекомендаций по формированию у
школьников навыков пользования современной библиотекой.
Разнообразны формы экспертной работы отдела:
• 2006 г. - участие в экспертизе и обсуждении «Национальной программы
развития и поддержки чтения в России».
• 2005-2004 гг. - участие в ряде совещаний и слушаний, проведенных в
Государственной Думе по проблеме создания новых законов в области
информационной безопасности детства.
• 2002 г. - участие в подготовке материалов к парламентским слушаниям на
тему: «Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации»; участвовали в
парламентских слушаниях и разработке рекомендаций.